Publié le 03/06/2020
Visit to Chkalov State Flight Test Centre, 2019

Pavel BAEV

Несмотря на консолидацию российского правящего режима, превращающегося в более жёсткую автократию со всё более консервативным мировоззрением, российская стратегическая культура претерпевает быстрые изменения.

Явная склонность российского руководства к прославлению прошлого и подчёркиванию побед неизбежно приводит к искажению содержания усвоенного опыта и снижает способность учиться на ошибках. Этот агрессивный консерватизм гармонирует с трактовкой нового противостояния с Западом как возвращения к схемам отношений, существовавшим в период холодной войны, несмотря на очевидные существенные различия географических и силовых параметров конфликта. В то же время опыт реального участия в военных действиях и быстро развивающиеся технологии вызывают и направляют изменения в стратегической культуре, характер которой становится более изменчивым по сравнению с тем, к чему привыкли российские политические и военные элиты.

Вооружённые силы напрямую сталкиваются с вызовами, связанными с непривычными условиями ведения боя и беспрецедентными угрозами, поэтому высшее командование, несмотря на свою твёрдую приверженность консервативным взглядам и ценностям, вынуждено действовать как новатор и реформатор стратегической культуры. Вклад Генерального штаба и других структур военного командования, в состав которых теперь входят множество офицеров, имеющих непосредственный опыт участия в различных вооружённых конфликтах и военных операциях, в частности, в сирийской кампании, оказался более продуктивным в таких новых сферах как кибероперации, чем в более чувствительных в политическом отношении вопросах, касающихся, например, угрозы революций. Трудность трансформации стратегической культуры по инициативе военной элиты заключается в явно обозначенной и чётко сформулированной настоятельной необходимости увеличения объёма ресурсов, выделяемых на укрепление вооружённых сил. В ситуации затянувшейся экономической стагнации этот запрос создаёт особенно высокий уровень противоречия между стремлением оказать сопротивление и даже одержать победу в противостоянии с Западом и реальностью сокращающегося ассигнования ресурсов, усугубляющегося безудержной коррупцией.

Павел Баев – доктор наук, профессор и ведущий научный сотрудник Международного института исследований проблем мира (PRIO) в Осло (Норвегия). Он также является ассоциированным исследователем в Брукингском институте (Вашингтон, США) и в Ифри (Париж).