L'Ifri dans les médias - Может ли война в Украине поменять политику ЕС в Центральной Азии?
Война в Украине для Европы стала важнейшим фактором, который запустил масштабный процесс по снижению влияния от импорта энергоресурсов из России. В этом плане для европейских экономик особую важность стали представлять страны Центральной Азии. При этом в Европе все понимают сложность позиционирования и необходимость внешнеполитического лавирования. Ценят дистанцирование от российской политики.
Для Центральной Азии Европа – очень важный партнер в текущем сжатии геополитического пространства. По крайней мере ЕС всегда поддерживал стабильность и мир в регионе, а также независимость его политики. В этом контексте у Европейского союза и Центральной Азии сегодня есть еще больше точек соприкосновения. В частности, новый импульс получает Мидл коридор, новые маршруты. Казахстанская нефть, к примеру, уже идет в Германию.
Для Европы центральноазиатские партнеры необходимы, учитывая ускорение фрагментации постсоветского пространства, конкуренцию нарративов, возможный вакуум лидерства и дестабилизацию в некоторых регионах России. И, конечно, учитывая неясность развития ситуации с Китаем. Все это может сделать страны Центральной Азии еще более важными игроками для ЕС.
О том, как европейские страны собираются снижать свою зависимость от России и Китая, об оценках многовекторной политики центральноазиатских стран в Европе, о понижении роли России в регионе рассказывает эксперт Французского института международных отношений Татьяна Кастуева-Жан.
«Фрагментация Центральной Азии идёт медленными темпами, но она идёт уже с момента падения Советского Союза. И несколько ускорилась, и кристаллизовалась, я бы сказала, в 2014 году после аннексии Крыма. […] И видно, что начало войны ускоряет, я бы сказала, и кристаллизует эти тенденции фрагментации и тенденции отчуждения от России, которая вместо привлекательной модели вдруг становится источником угроз для них самих.»
«Сегодня есть компании, в том числе и французские компании, которые стремятся инвестировать в производство возобновляемой зеленой солнечной, ветровой энергии в Казахстане и Узбекистане, а также в производство зеленого водорода. Я думаю, что эти пути, которые и та и другая страна могут развивать к обоюдному интересу, очень многообещающие в будущем.»
> Слушать эпизод на сайте CAAN [1].
> Читать полный транскрипт [2].